В течение долгого периода времени в Великобритании молодая женщина благородного происхождения не считалась официально принятой в обществе до тех пор, пока она не была "представлена ко двору". Само "представление" занимало не более минуты, однако требовало тщательного планирования и было ограничено столькими правилами, что и не снилось многим нынешним бюрократам.
Кто мог быть представлен ко двору? Жены и дочери пэров, членов Парламента, офицеров армии и военно-морского флота; жены и дочери дворянства (gentry), адвокатов (barristers но не solicitors), представителей духовенства (clergy), врачей (physicians). Жены и дочери купцов не удостаивались такой чести, хотя впоследствии это правило было смягчено. Ни в коем случае не могли быть представлены актрисы, а также разведенные. Позднее, если женщина считалась при разводе невиновной стороной, она все же могла быть представлена ко двору.
Для того, чтобы быть представленной, девушка должна была иметь "спонсора" - женщину, которая, в свою очередь, уже была представлена ко двору. Обычно это была ее мать или другая родственница (в том числе со стороны мужа). Однако, в случае если таковой родственницы не было, можно было, за определенную плату, воспользоваться услугами женщины благородного происхождения, стесненной в средствах.
Сама церемония была весьма простой. Лорд-Гофмейстер (Лорд-Камергер, Lord Chamberlain) называл имя юной леди, после чего она проходила вперед, туда, где сидел монарх, и делала глубокий "церемониальный" реверанс. После чего делались реверансы в сторону каждого из присутствовавших членов королевской семьи и леди отступала (ни в коем случае не поворачиваясь спиной к монарху) на свое место. При этом изо всех сил стараясь не наступить на свой шлейф.
На церемонию представления леди должна была явиться в "придворном платье", которое иногда следовало общей моде, а иногда и нет. Но в любом случае, обязательной принадлежностью этого платья являлся шлейф. Во время правления короля Георга III и королевы Шарлотты, когда женские платья стали очень удобными и простыми и отличались высокой талией и прямым силуэтом, придворное платье продолжало следовать моде ушедших лет и представляло собой весьма сложное сооружение с юбками на фижмах (hoop). В какой-то момент была предпринята попытка объединить фижмы и высокую талию, но результат оказался настолько нелепым, что от этого сразу отказались. Георг IV полностью отказался от фижм, и с тех пор придворное платье стало просто вариацией на тему вечернего платья соответствующего периода.
Предпочтительным цветом для незамужних женщин был белый (черный позволялся в период траура). Замужние женщины, представляемые ко двору, могли одеть цветное платье, но предпочтение отдавалось бледным цветам, или тому же белому.
Придворное платье должно было иметь глубокий вырез - это правило не имело исключений (если только вы не представите Лорду-Гофмейстеру справку от вашего врача, где утверждалось бы, что глубокий вырез представляет угрозу вашему здоровью); обычно это платье было с короткими рукавами. Некоторые женщины, получавшие право на представление ко двору в результате замужества, могли сэкономить несколько гиней, переделав свадебное платье в платье для представления. С другой стороны, девушка, представленная ко двору, могла затем переделать платье, в котором она была представлена, в свадебное.
Обязательной принадлежностью платья был шлейф, который крепился на плечах. Шлейф обычно был очень красивым, красочным, с богатой вышивкой или другой отделкой. Длина шлейфа в разные годы была разной, иногда достигая трех ярдов, и даже больше. (1 ярд = 92 см, соответственно, речь идет о длине около 1,8 м. Примите во внимание, что рост женщин в то время был, по нынешним меркам, маленьким). Искусство управляться со шлейфом требовало большой практики. Надо было научиться не терять грациозности и не путаться во всех этих дополнительных метрах ткани.
Представляемая ко двору женщина должна была подчиняться строгим правилам не только в отношении платья, но и в отношении головного убора. В разное время головные уборы включали в себя вуали, ленты и драгоценности, но всегда, во всех головных уборах, должны были присутствовать перья. Во времена королевы Шарлотты, модным было одно высокое перо. Со временем количество перьев увеличилось. Королева Виктория терпеть не могла маленькие перышки, и Лорд-Гофмейстер издал распоряжение, что Ее Величество желает видеть перья при приближении леди. Позже, во время правления королевы Виктории и, далее, короля Эдуарда VII, представление ко двору требовало наличия в головном уборе трех перьев, собранных в "плюмаж Принца Уэльского", в котором два крайних пера короче центрального, который располагался на голове слегка асимметрично, смещенный влево. С головы на спину опускалась вуаль. Замужние женщины были в тиарах. Эдуард VII настаивал на наличии тиары и ругался на тех, на ком их не было.
Перья должны были быть белыми (черными в период траура). Стоит отметить, что удержать их на месте было весьма не просто.
Девушки часто брали специальные уроки, чтобы научиться делать глубокий, "церемониальный", реверанс. Этот реверанс требовал гораздо большего, чем простое "элегантное неглубокое приседание", каким представляется обычный реверанс в наше время. Выполняя глубокий реверанс женщина сгибала колени, практически касаясь ими пола, после чего, в таком вот "глубоком приседе", делала низкий поклон. А после всего этого должна была элегантно выпрямиться, и при этом не споткнуться о подол платья, не запутаться в шлейфе и не уронить цветы и веер, которые она держала в руках. При этом она, скорее всего, не переставая молилась, чтобы перья ее головного убора не съехали бы насторону.
И после того, как юная леди с честью преодолевала все эти трудности, ей оставалось "всего лишь" не запутаться в шлейфе, пока она пятилась на свое место (потому как никому не позволительно поворачиваться спиной к монарху).
В день представления ко двору леди, вместе со спонсором, прибывали во дворец, имея при себе специальную карточку с ее именем. Все, ожидающие представления, собирались в одном зале, где часто было слишком холодно (или слишком жарко), и всегда - слишком тесно, особенно во времена фижм или кринолинов. Когда наступала очередь очередной леди быть представленной, gentlemen in waiting расправлял на полу ее шлейф, забирал у нее карточку с именем и передавал ее Лорду-Гофмейстеру, который и объявлял имя представляемой леди.
После чего леди проходила вперед, делала глубокий реверанс перед монархом, реверансы перед каждым из присутствовавших членов королевской семьи, и отступала. Gentlemen in waiting укладывал шлейф ей на руку, и она, пятясь, возвращалась на свое место.
После этого леди могла считаться полноправным членом высшего общества, со всеми полагающимися привилегиями.
Взято с http://svetico.narod.ru